ГККП «Ясли-сад №16 города Костаная
Креативность мышления детей 3-7 летНа протяжении последних 20 лет ученые изучали способности детей видеть целое равными частями, рассматривая их в качестве ключевых образующих творческого потенциала ребенка. Для этой цели разработали ряд методик. Одну из них может быть использована в качестве интсрумента диагностики творческих способностей детей 6-7 лет жизни, как средство определения степени сформированности воображения по показателям «реализм». Название методики «Сказка про чернильницу»: «В одной деревне жил доктор. Однажды он собрался к больному, но кого – то нужно было оставить сторожить дом, а собаки у доктора небыло. Тогда он попросил это сделать чернильницу, которая жила на письменном столе. Когда доктор ушел, в дом врвался злой разбойник, чтобы похитить вещи хозяина. Но чернильница громко залаяла на разбойника». После ребята задавали вопросы: «Может ли так быть на самом деле?», «Ну, а в сказке такое может быть?», «Ведь в сказке, как ты знаешь, возможно всё?», «Каким образом ещё чернильница может прогнать грабителя и спасти вещи доктора?». Детские решения были различными из них выделили 2 общих типа: 1) Произвольный – в нем дети решали задачу таким образом, предлагали чернильнице прыгать, кукарекать, мяукать по аналогу с тем, что было предложено в сказке. У детеи спрашивали, а как ещё чернильнице может прогнать разбойника не лая, не рыча, не прыгая, не кусаясь? Дети отвечали так: она должна одеться волком и напугать разбойника веником, сделать злое лицо, сказать «Иди отсюда» и т.д. Задача поставленная детям решалась без опоры на свойства чернильницы, как емкости в которой находяться чернила, свойство, которое и придает ей образ некоторого целого. В сказке найти опору для решения трудно и даже прямое указание на функцию чернильницы не всегда облегчало детям решение проблемы. Детям было не важно о каком предмете говорилось в сказке, они свойства знакомой вещи превращали в искомое, однако оно не становилось при этом решающим. В итоге чернильница перестав быть чернильницей, так и не становится полноценной собакой, что свидетельствует о низком уровне развития воображения у ребенка. Подлинно творческий образ должен отвечать условию: «и чернильнице, и сторож». Чернильница является символом заместителем собаки, но использовние символов не способствует развитию воображения ведь заставить чернильницу лаять проще всего, но и с таким же успехом могут лаять и перо, и книга, и стул – все эти предметы оказываются взаимо заменителями, они на время могут стать «символическими собаками». Но воображение не разменивает свои объекты на символы. Детское воображение – это производитель, а не покупатель, и не продавец. Конечно оно опирается на символическую функцию, но при этом они связаны не символическими, а по существу. В игре ребенок берет в руки надувной круг и вращает его не потому, что по форме они похоже на руль, а потому что воображает себя водителем. Здесь круг символизирует – не просто руль и даже не просто умный автомобиль, а ситуацию с вождением, скоростями, обгонами, стоянками, заправками, пробками, заправкой бензином, общение с пешеходами, представителями ГАИ – ситуацию, в центре которой находится, естественно, сам водитель. Если под рукой ребенка не будет круглого предмета, подойдет другой, скажите спинка стула. Игрового характера действия и его смысла это не изменит. Один из пионеров психологического изучения действа – Дж. Сели утверждал: разыгрывание ролей предполагает «более сильную и более обширную деятельность фантазии» по сравнению с той, что мы обнаруживаем в простой отобразительной игре с предметами. На деятельность, выливается в «создание нового положения», новой ситуации, в свете которой, действительность приобретает новый смысл. Главное: свидение воображения к одной из его составляющих – операции знакового – символического замещения является принципиальным, но увы, доселе повсеместного распространенным психологическим заблуждением. Между тем замещающий предмет зачастую индифферентен по отношению к природе замещающего (и наоборот), а ребенок соотносит их по сугубо произвольным основаниям . Предмет лишь «кивают» друг на друга своими известными, случайно выделенными свойствами, и ничего существенного нового в них ребенку не открывается. Задачи на «замещение», как правило, не требуют от ребенка продуктивной активности, их решения легко шаблонизируются в отличии от творческих решений – всегда уникальных. Иначе говоря «произвол», и «штамп» переходят друг в друга. 2) Реалистический тип – в этом случае дети отвечали: чернильница может облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит, намазать ему глаза – он ничего не увидет и убежит, нарисовать на нем что-нибудь – ему придется идти отмываться. Иначе говоря, включая чернильницу в контексте принципиально новой сказочной ситуации, дети не упускали из виду целосообразующей функции, которая характерезует чернильницу в общем и целом то есть видели целое раньше частей. Не переставая быть самой собой, чернильница должна была раскрыться в качестве сторожа. Умение ребенка гибко совмещеть идеальный и реальный, условный и действительный план как проступает важная особенность реалистического воображения. Решая задачу с чернильницей нельзя выбрать правльное или неправльное решение. Невозможно найти объяснения почему чернильница моющаяся чернилами лучше лающей, ведь условность, есть условность, сказка есть сказка. Но если рассматривать ситуацию с точки зрения с воображения, то критерий для разделения двух типов решения – один: наличие или отсутствие воображения. Фантазия либо подключается, либо не подключается к решению задач. Либо ребенок думает стереотипно, либо видаизменяет ситуацию создавая новый сценарий развязки, не похожий на тот, что предложил педагог. В эксперементах встречались и более сложные решения по примеру: «Пусть чернильница на рисует собаку, которая покусает грабителя». «пусть она напишет письмо доктору, чтобы он быстрее возвращается» - здесь дети не ограничились простым, хотя и реалистическими решением. Найдя смысловой центр, дети шли дальше – они преобразовывали, заставляли «работать» свою находку. Оценивая этот тип решения с точки зрения воображения – оно здесь максимально. Действительно, прямое назначение чернильницы – служить целям письма, рисования, а не выплескивать чернила в лицо. Тогда ситуация преобретает завершенную форму. Реализм воображения в сочетании с конструктивной инициативой обеспечивает творческое построение адекватного образа мира ребенком. Конструктивность, реализм, умение видеть, целое раньше частей – неотъемлемые и неразделемые свойства творческого решения. Для исследования особенностей развития способностей видить целое раньше частей была разработана методика для 5-летних детей «Странная картина». Ребенку предъявляли картинку с изображением человека, над головой которого одновременно сияет солнце и луна со звездами. Детей спрашивали: правильно ли нарисована картина? Большинство считали - неправльной, указывая на несообветствие (луна и солнце не могут быть вместе...). Как сделать картинку правильной? Стиреть одно из «небесных тел», разбить изображения на 2 сектора в одном из которых оказался бы человек «солнце», а в другом - «луна со звездами» (в одном противоречивом изображении2 не противоречивых). Это штамповое решение так как оно воспроизводит привычный, обыденный способ устранения противоречия, состоит в разрушении единого контекста, хотя и противоречивого, который задн в картине. Это решения является «вмешательством» в организацию целостности. Другие дети предлагали превратить солнышко в алатарь - но тогда налицо утрата качественной определенность предмета. Дети с высоким уровнем развития предлагали исправить картинку путем в несения «небесных тел» в рамки или овал, то есть создать из них картинки, которые могут внести в стиль комнат в которой живет человек. Или дорисовать шарик на котором будет изображение луны со звездами, а человек будет гулять с шариком под солнцем. Суть в том, что дети нерассматривали предъявленное изображение, как нечто бескачественное, аморфное и нецелостное. Для них онго было как “чистая река”, на которой дозволительно чертить всё что угодно. В самом изображении дети уловливали принцип его построения как целого. С этим противоречием они связывали источник целостного развития противоречия. Благодаря этому исходная целостность не разрушалась, а преобразовывалась в целостность более высокого порядка, имеющую органично внутреннее расчленения. Внутри этой целостности всё встаёт на свои места и образует завершанность: человек стоит в комнате с картинами изображенных “небесных тел”. Поистине проблема решалась одним росчрком пера! Отсюда - известный артистизм и простота детского решения, что характерезует подлинное творчество вообще. 11 марта 2014 в 10:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.